Вниманию органов исполнительной власти и местного самоуправления Омской области!

     Отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области окажет консультативную, методическую и информационную помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Омской области в сфере государственного земельного надзора, в том числе по вопросам издаваемых органами исполнительной власти и местного самоуправления правовых актов (в части касающейся земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов).

 

По указанным вопросам обращаться по адресу:

644046, г. Омск, ул. Училищная, д. 10

тел. (3812) 31-31-44

тел./факс (3812) 37-75-78

e-mail: rsn_aa.omsk@mail.ru

Или через интернет-приемную Управления Россельхознадзора по Омской области: http://www.rsn-omsk.ru/main.php?spec=34


17.05.2018 Управлением Россельхознадзора по Омской области проведен семинар-совещание «Организация взаимодействия Управления Россельхознадзора по Омской области с органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение муниципального контроля, проведения совместных мероприятий по выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения».

  

  В работе семинара-совещания приняли участие представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, общественных организаций, должностные лица администраций Русско-Полянского, Таврического, Черлакского, Шербакульского, Любинского, Тюкалинского, Крутинского, Большереченского и Омского районов, уполномоченные на проведение муниципального земельного контроля.

   С докладом по указанной тематике выступил начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Е.Л. Гоман, в ходе которого были рассмотрены вопросы, в том числе, анализ работы Управления и органов местного самоуправления в 2017 году по контролю за использованием земель сельскохозяйственного назначения, выявления неиспользумых земель, нормативно-правовые документы проведения контроля (надзора) за использованием земель, сроки составления и предоставления на согласование плана муниципальных проверок на 2019 год, порядок проведения проверок, направления материалов проверок с нарушениями требований земельного законодательства в органы государственного земельного надзора.

   Вниманию присутствующих были озвучены сроки о необходимости предоставления на согласование планов муниципальных проверок на 2019 год до 1 июня 2018 года.

   Проблема осуществления  муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения в Омской области остро стоит на протяжении многих лет. Вместе с тем, проведение муниципального земельного контроля на территории Российской Федерации предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

   Особый акцент выступления был сделан по поводу неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, так как заросшие сорной и древесно-кустарниковой растительностью земли, являются потенциальным источником возгорания.  В связи с чем, Е.Л. Гоманом рекомендовано, при формировании планов муниципальных проверок (в том числе в отношении физических лиц – правообладателей объектов земельных отношений) проводить должный анализ ситуации по состоянию земель сельскохозяйственного назначения на территории поселения, муниципального района, с целью выявления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения или используемых с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.

   Участниками семинара-совещания  были заданы вопросы, касающиеся порядка организации муниципального контроля на местах, механизма его проведения, получены исчерпывающие ответы.

   Подводя итоги совещания, начальник отдела земельного надзора Управления Гоман Е.Л. проинформировал присутствующих, что работа по организации взаимодействия с органами местного самоуправления, в том числе по выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения будет продолжена, о ходе мероприятий и результатах будут проинформированы Россельхознадзор, Губернатор Омской области, прокуратура Омской области.

 

1 июня истекает срок направления на согласование в Управление Россельхознадзора по Омской области проектов планов муниципальных проверок на 2019 год.

 

     В этой связи, Управление информирует, что в порядке, предусмотренном Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1515 (далее – Правила), проекты ежегодных планов муниципальных проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.

     В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, полномочия Управления, в том числе в части согласования проектов планов муниципальных проверок, распространяются только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

     Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

     Указанные Правила определяют порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного Кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

     В целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя федеральными органами государственного земельного надзора и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения плановых проверок ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля, разрабатываемые в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласовываются с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор.

     При этом, в проекты муниципальных проверок целесообразно указывать сведения об объектах земельных отношений, позволяющих их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения).

     Одновременно рекомендуем, при формировании плана муниципальных проверок проводить должный анализ ситуации по состоянию земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального района с целью выявления неиспользуемых земель или используемых с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.

 


Поручение Россельхознадзора ФС-НВ-5/11664.

 

 

Управление Россельхознадзора по Омской области информирует

об изменениях земельного законодательства Российской Федерации

 

     В июле 2016 года вступили в законную силу сразу несколько значимых изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

Федеральным законом от 03.07.2016 №336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изменен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

     С учетом внесенных изменений, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

     Также ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дополнена п.8, согласно которого земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

     В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

 

Федеральным законом от 03.07.2016 №352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» теперь установлено, что выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности, а порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Федеральным законом от 03.07.2016 №335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» изменен пункт 3 настоящей статьи, согласно которому органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

     Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

     Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

 

     04.07.2016 (за исключением отдельных положений) вступил в законную силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.

     В соответствии с поправками в Земельный кодекс Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок ее проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

     В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки или нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки.

     Земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

 

04.07.2016 (за исключением отдельных положений) вступил в законную силу Федеральный закон от 03.07.2016 №354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации».

     Совершенствуется порядок изъятия земельных участков из земель с/х назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

     Срок, по истечении которого участков из земель с/х назначения может быть изъят у собственника, в случае его неиспользования по назначению, сокращается с 5 до 2 лет.

     Скорректирован порядок изъятия участков из земель с/х назначения, не используемых по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.

     Определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

     Вводится административная ответственность за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности не него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением и (или) если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.

     Также предусматривается, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

     Ростреестр будет обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в Россельхознадзор сведения о регистрации перехода прав на сельскохозяйственные участки, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением.

 

Адрес: 644046, г.Омск, ул.Училищная, 10
Тел./факс: (3812) 31-31-44